Самураи без господина, которые выпадали из подданнической
иерархии феодального общества Японии. Самурай мог стать ронином по разным
причинам: из-за естественной смерти своего господина, из-за его гибели
в бою, из-за собственного проступка, из-за сокращения его сюзереном
численности войска. Хотя некоторые ронины, становились крестьянами и
монахами, многие из них не могли привыкнуть к своему новому статусу
и часто становились вне закона, примыкая к бандитам и пиратам. Известный
случай с 47 ронинами произошел в начале XVII в. После того как однажды
их господин получил невыносимое оскорбление и, стремясь избежать позора,
совершил сэппуку, 47 ронинов задумали отомстить за него, в ходе мщения
все они погибают. Как замечательный пример бусидо, самурайского кодекса
этики, этот инцидент стал любимой темой литературы и театральных постановок
Японии.
Так или иначе ронины, теряя положение в обществе, обретали
свободу, которую могли использовать для самосовершенствования, не стесненные
прежними сословными ограничениями. Как воины они представляли собой
период «ренессанса» в классической Японии. Они были искателями приключений,
стремились к духовному и физическому обновлению, были разительным контрастом
обществу жесткой стратификации средневековой Японии.
Ронины, поселяясь в городах пополняли ряды «свободных
профессий» - становились учителями, художниками, поэтами, мелкими служащими.
Часто пополняли они и ряды японских шпионов ниндзя.